В Костромском драматическом театре имени А.Н.Островского состоялась премьера нового спектакля, посвященного военной спецоперации на Украине. За основу сценария режиссером Сергеем Кузьмичем взята пьеса «Прощай, конферансье», рассказывающая о жизни фронтовой бригады в начале Великой Отечественной войны. Артисты, приехавшие дать концерты для бойцов, попадают в плен…Только героев Сергей Юрьевич перенес в наше время, в зону проведения СВО.
О том, почему пьеса, написанная о событиях 1941 года, оказалась снова актуальной и как костромичи приняли новый спектакль, корреспондент портала TOP24 Мирослава Иванченко побеседовала с режиссером спектакля Сергеем Кузьмичем (С.К.) и с исполнителем главной роли, Заслуженным Артистом Костромской области, Александром Кирпичевым (А.К.).
В какой-то мере, появление спектакля «Когда мы были на войне» на костромской сцене оказалось настолько неожиданным для публики, что купить билет на первые показы оказалось непривычно легко.
— Обычно билеты приходится покупать за два месяца до спектакля. Особенно, если это премьера. Как Вы считаете, почему не было большого ажиотажа вокруг новой постановки?
А.К.: Знаете, сейчас об этом сложно говорить. Но во-первых, спектакль только-только вышел. И многие даже не знали о том, открылась продажа билетов, потому что это произошло не за 2 месяца, как обычно, а совсем близко к премьере. Так что это не показатель, с одной стороны. Но с другой, тема СВО очень болезненная для всего нашего общества. Оно ведь достаточно благополучное и, возможно, не очень хочет искусственно себя бередить, заставлять страдать. Поэтому с большей охотой зрители идут на комедию — чтобы отвлечься от насущных проблем.
— Как публика встретила премьерные показы? Какой была реакция зрителей в зале на происходящее?
А.К.: За двадцать с лишним лет работы в театре казалось, что я уже изучил реакции публики. Но на этом спектакле она была совершенно новой, необычной. Если ты на других спектаклях моментально получаешь этот энергетический эмоциональный отклик, то здесь было очень непросто. Мы до конца не знали, как нас примут. Прямо до конца спектакля. Зритель был эмоционально очень сдержан.
И словно отвечая на мысли актера, зрители уже начали публиковать в интернете первые отзывы.
— А ведь в театре уже были постановки на военную тематику…
А.К.: Да, мы же выпускаем практически раз в два или в три года спектакли о войне. Но билеты на них тоже не разлетались, как горячие пирожки. А тут — тем более, ведь спектакль «Когда мы были на войне», это вообще почти сегодняшний день. Театр крайне редко работает с сегодняшним днем. И в этом есть объективные причины, потому что он не только отражает, он противопоставляет и обобщает. А для обобщения нужно какое-то расстояние. Всегда. Если вы обратите внимание, самые лучшие фильмы о Великой Отечественной войне вышли много лет спустя. Поэтому и драматургии об СВО сейчас практически нет.
— Именно поэтому было принято решение переработать известный материал?
С.К.: Да. Вообще, изначально на этот год ставить спектакль на тему СВО мы не планировали. Но появилась такая необходимость, с учетом сегодняшних реалий, обновить репертуар. Хорошей драматургии о событиях на Донбассе пока практически нет. Поэтому, когда встал вопрос о постановке спектакля на тему СВО, мы выбрали известную пьесу о Великой Отечественной войне и перенесли ее в наше время. Благодаря такому решению, получилось и качественно, и актуально. Кроме того, особая работа была проведена в плане подбора репертуара для наших героев — артистов фронтовой бригады. По условиям данной драматургии требовались классические стихи. В спектакле используются стихи Пушкина и Шевченко. И еще несколько частушек на злобу дня (про СВО), которые мы нашли в интернете.
Зрителей, кстати, совершенно очаровали частушки курского поэта Юрия Непольского в исполнении Александра Соколова: «В огороде бузина, а в Киеве дядька, незалежная страна, ну а Байден — батька».
— Сложно ли играть современных персонажей, к тому же оказавшихся в таких условиях, о которых мы в принципе еще мало знаем?
А.К.: Современность в принципе сложно играть. Знаете, театр, он как камера-обскура. Ему надо долго собирать в этот свой объектив, чтобы потом проявилось изображение. В этом сложность. Ты живешь в этих событиях. А, как говорят, лицом к лицу лица не увидать. Большое видится на расстоянии. С другой стороны, оказалось, что и для героев того времени сейчас есть место. Им не нужно приспосабливаться. Они могут совершенно спокойно со своими принципами, со своим жизненным укладом вписаться вот в это сегодняшнее.
— В России сейчас возродили традиции фронтовых концертных бригад. Артисты ездят на фронт, выступая перед бойцами и жителями освобожденных территорий. И сейчас, когда это все так близко, как в Вас лично отражается происходящее с Вашим героем?
А.К.: Я постоянно думаю о том, как на человека действуют эти обстоятельства. В героях спектакля главные качества — это честь и достоинство, и еще отвага. Хотя они сами себя отважными не считают. Но я даже не знаю, вот окажись я на самом деле в таких условиях, как бы себя повел. Хватило бы у меня духу и смелости, я не знаю. Как говорил мой мастер, цитируя строчки из стихотворения Эмили Дикинсон: «Мы не знаем какого мы роста, пока нас не попросят встать…» Очень хочется, конечно, верить, что я бы оказался таким же, как мой персонаж.
— У любого центрального персонажа обычно есть своя ключевая фраза, которая часто отражает весь смысл происходящего на сцене. Вот у главного героя, конферансье, что самое главное в этом спектакле?
А.К.: Насчет какой-то одной фразы тут сложно сказать, но я думаю, что главное — это его безграничная вера в победу добра.
В самом начале оригинальной пьесы Горина конферансье вынужден объявить, что концерт прерывается из-за войны. И он обращается к зрителям с такими словами: «Это будет большой антракт, ребята! Может быть, самый большой в нашей с вами жизни… Но все равно, товарищи, это – только антракт! Он обязательно кончится, и начнется вторая часть… нашего концерта! Веселая и красивая! Я в это очень верю и вас прошу… Очень!.. А теперь идите!»
Эти слова — словно обращение сквозь десятилетия — ко всем нам, живущим мирной жизнью, и к жителям ДНР, ЛНР, Запорожья и Херсонской областей, а также приграничных районов, и особенно — к нашим бойцам. Рано или поздно, война закончится. Конечно же, нашей Победой. Нужно только очень в это верить. И идти…