Подробности былого преступления поднял из архива Костромской областной суд
В юбилейный год создания Костромского областного суда ведомство подготовило для костромичей подборку самых громких преступлений прошлого века. Одно из них произошло в 1957 году и потрясло областную столицу.
В 2024 году Костромской областной суд празднует своё 80-летие. В честь значимого события ведомство делится самыми громкими судебными процессами. Речь пойдёт о 1950-х.
Случилось одно из преступлений 13 октября на перекрёстке улицы Калиновской и проспекта Сталина (сейчас он называется проспектом Мира). Рано утром костромичи обнаружили на «поляне», как в те времена называли пустырь, тело женщины с пробитой головой. В 50-е годы улица ещё не была застроена многоэтажными домами, возведение их началось лишь в начале 60-х, поэтому там было достаточно безлюдно.
При осмотре места преступления милиционеры выяснили, что женщину убили пятью ударами тупого предмета по голове. Каждый из ударов был смертельным.
Как выяснилось, женщине на момент гибели было 44 года. В 1950 году она перебралась в Кострому из другого города и проживала в центральном районе города вместе с мужем и 15-летней дочерью.
Супруг с вечера 12 октября три раза приходил в милицию, волнуясь о местонахождении жены. О гибели женщины костромичу сказали утром 13 октября, сразу после нахождения тела.
Как рассказал супруг, вечером 12 октября они с женой отправились в магазин за покупками. На следующий день они должны были принимать гостей по случаю свадьбы их дочери, поэтому супруга собиралась продать ткань, привезённую с курорта. По версии костромича, на улице Пятницкой они с женой разделились: он пошёл купить колбасы и папирос в магазин, а возлюбленная ушла по своим делам. И домой не вернулась.
Вечером и ночью мужчина вместе с дочерью ходил заявлять в милицию об исчезновении.
В тот же день опросили дочь убитой, которая рассказала, что родители действительно вместе вышли из дома. Однако домой мужчина вернулся без покупок и очень взволнованным.
Соседям же он сообщил разные версии пропажи жены. Одному сказал, что супруга ушла в парикмахерскую, а другому, что она отправилась к портному. Две другие соседки видели женщину вместе с мужем около семи часов вечера. Муж был одет в полупальто защитного цвета с нагрудными карманами.
Как выяснили сотрудники милиции, в день убийства колбасы на костромских прилавках не было. Магазин же на улице Пятницкой в тот день работал только до 18:00.
После этого с рамках следствия у супруга изъяли полупальто, на котором нашли следы крови. Химический анализ показал, что кровь принадлежит человеку одной группы с убитой. Муж пытался доказать, что незадолго до гибели его возлюбленная порезала руку. Вот только никаких порезов при осмотре тела найдено не было.
По словам родственников и друзей, отношения в семье не ладились. Ещё четыре года назад мужчина начал жить с другой женщиной, но вернулся под давлением законной супруги, которая обещала всем рассказать тайны его прошлого.
Как оказалось под «тёмным прошлым» женщина имела ввиду то, что её муж незаконно хранил дома пистолет и скрывал сведения о себе.
«Проверкой выявлено, что до 1950 года мужчина служил в правоохранительных органах в другой местности, но был снят с должности после выявления скрытых им данных о прошлом. Так, с 1935 года. он служил в правоохранительных органах, в 1939 году вступил в партию и через год был направлен служить на Либавский участок Латвийской железной дороги. В войну он оказался на захваченной немцами территории Латвийской ССР. Уничтожив свой партбилет и другие документы, в апреле 1942 года перебрался в расположение Советских войск и вскоре был назначен на участок Казанской железной дороги. При этом он скрыл все обстоятельства своего нахождения на оккупированной территории и вновь вступил в партию. В конце 40-х он вернулся в правоохранительные органы, но вскоре его уволили за сокрытие данных о пребывании на оккупированных территориях».
Во время обыска в квартире у мужчины нашли пистолет, морской кортик и наручные часы супруги. Его опознала таксистка. Она рассказала, что везла их с женой на безлюдную «поляну» и мужчина сказал не ждать их, хотя его супруга просила об обратном.
Когда главному подозреваемому предъявили обвинение, он пытался доказать свою невиновность, называл соседей умственно-отсталыми и угрожал дочери, чтобы она изменила показания. Зимой 1958 года Костромской областной суд вынес мужчине смертный приговор.