Просто о сложном: ректор Денис Чайковский о развитии костромского университета

Автор статьи
Надежда Архипова
Фото: с официального сайта Костромского государственного университета

31 января 2023 года Кострому всколыхнула смена власти в Костромском государственном университете. Ректор Александр Рудольфович Наумов покинул свой пост, а на смену ему пришел талантливый управленец из Томска — Чайковский Денис Витольдович.

Событие всколыхнуло Кострому. Все СМИ обсуждали смену ректора. Кто-то относился с недоверием, кто-то с восторгом. Все присматривались и думали «Как поменяется университет при новом ректоре?»

И перемены не заставили себя ждать. Что удалось сделать Денису Витольдовичу за год — узнаем ниже. А пока познакомимся поближе с нашим героем.

Денис Чайковский родился в 1975 году в Томске, окончил Томский политехнический университет. В том же году поступил в очную аспирантуру на гуманитарный факультет ТПУ, затем защитил кандидатскую диссертацию по философии.

Долгое время работал в Томске.

Но год назад все изменилось. Получив предложение возглавить КГУ, Денис Витольдович вместе с семьей переехал в Кострому.

Денис Витольдович рассказывает о сложных вещах просто, легко и с энтузиазмом. Сразу можно понять: человек горит своим делом, болеет им.

О том, что произошло за этот год, как поменялся университет и о Костроме в целом, ректор Костромского государственного университета рассказал корреспонденту портала ТОР24 Кострома.

Просто о сложном: ректор Денис Чайковский о развитии костромского университета

Денис Витольдович, здравствуйте. Ваше назначение в прошлом году всколыхнуло Кострому. Сложно было на новом месте, с новыми людьми?

Знаете, всегда сложно начинать что-то новое, но я смотрел на это с энтузиазмом, у меня были и есть некие амбиции, которые я хочу воплотить в жизнь. К тому же, у меня была и есть сильная команда. Кто-то приехал со мной из Томска, кто-то присоединился в Костроме. А когда тебя окружают единомышленники — любое дело по плечу.

Наверное, тяжело было бросить все в Томске и переехать в Кострому, где Вы никого не знаете?

Если я скажу, что это легко, то я слукавлю. Это было нелегко. Я уже не юный молодой человек, у меня есть семья, дети и вот так сорваться и поехать куда-то — это практически невозможно. Но к этому переезду я подошел осознанно, понимая, что будет непросто. Хотя, знаете, я уже год в Костроме и ни о чем не жалею.

И как Вам Кострома? Отличается от Томска?

В Кострому я влюбился, но от Томска она, конечно, отличается. Я влюбился в местную архитектуру, в местных людей. Мне кажется, костромичи добрые, открытые и, что самое главное, они никуда не спешат. В Костроме вообще все неспешно, размеренно. В Томске не так, там бешенный ритм и иногда ты просто не успеваешь за ним. И вот, когда я приехал в Кострому, привыкнуть к размеренности было сложно. Да я, наверное, до сих пор не привык, вечно куда-то спешу, хочу обогнать время.

Ну, времени всегда не хватает. Бывает, планируешь что-то сделать в течение года, а в итоге все растягивается на много лет. А Ваши планы на счет КГУ все осуществились?

Знаете, всегда есть, что планировать и куда стремиться. Сделать из хорошего — лучшее. Но не всегда получается, по обстоятельствам не от нас зависящим. Скажем так, планов было и есть огромное множество. Могу уверить, за этот год мы сделали много и столько же еще предстоит сделать. Мы развиваемся, растем. Я всегда говорю, что человек не может долго быть в состоянии стазиса. Ты либо развиваешься, либо деградируешь. Вот и с проектами также. В стазисе мы долго находиться не можем, нужно развиваться.

Давайте тогда и поговорим о развитии. Что сделано за год?

Я выделяю несколько значимых достижений за этот год. Это определение магистральных линий развития университета. Мы наметили те вектора, по которым будет двигаться университет ближайшие 5-10 лет. Но нужно понимать, что стратегия может корректироваться. Сейчас, например, мы хотим привлечь к обучению в КГУ пять тысяч студентов — это один из важных моментов нашей стратегии. Я сейчас говорю именно о студентах — очниках. Эта цифра будет основополагающей точкой нашей стратегии, от нее зависит устойчивость университета. Маленький университет в меньшей степени устойчив, чем крупный университет. Но крупный университет — менее мобильный, менее динамичный, чем небольшой университет. Исходя из этого, пять с половиной тысяч, это оптимальное количество студентов для нас.

Реально набрать такое количество студентов только из костромских ребят?

Нужно понимать, что это практически нереально. Только если все выпускники всех школ придут к нам, но это невозможно. Кто-то едет учиться в большие города, кто-то решает не поступать. Мы должны ориентироваться прежде всего на закрытие потребностей наших студентов, но понимать, что порядка 40% — это студенты из других регионов. Сейчас эти цифры в районе 18%. Мы должны делать все возможное, чтобы ребят из других регионов приезжало больше.

Зачем?

Это положительная миграция. Приезжая к нам, ребята скорее всего здесь останутся. Кострома чудный город, нужно делать все, чтобы сюда приезжали люди. И нужно работать как над продвижением университета, но самое главное — над изменением сути. Надо менять образовательные программы. Они должны быть привлекательными для студентов. Например, мы сейчас говорим про модернизацию айти-образования. Мы хотим сделать его понятным, доступным и современным, чтобы выпустившись из ВУЗа, наши студенты сразу смогли найти работу, чтобы они были готовыми, востребованными специалистами. Кроме того, мы хотим сделать так, чтобы наши специалисты могли работать не только в региональных проектах, но и на федеральном уровне, в топовых компаниях. Мы хотим трансформировать образование так, чтобы по уровню знаний наши студенты были на высоте и были востребованы ведущими современными компаниями.

Такие изменения коснутся только айти?

Нет, но сейчас в приоритете у нас три направления: это айти, инженерия и педагогическое образование. Мы хотим улучшить качество образования во всем, сделать его более современным. Но не стоит забывать, что качество образования состоит из нескольких частей. И первое — это уровень подготовки абитуриента. Если абитуриент плохо знает базовые вещи, на которые накладываются ВУЗовские знания, то сделать из него хорошего специалиста очень сложно. Надо понимать, что входной балл наших абитуриентов должен быть выше. Это очень важно, потому что сложно научить того, у кого нет совершенно никаких знаний.

А что значит «современное» образование?

Прежде всего — это диалог и умение преподавателя заинтересовать студента. Чтобы не было такого, что студенты сидят в аудитории и выходят оттуда совершенно пустые, потому что им было не интересно слушать, а педагог просто не сумел заинтересовать их, вовлечь в диалог. Студенты должны быть активны, у них должна быть практика, им должно быть интересно. Ну и еще один момент — это сами педагоги. Они должны быть и педагогами, и специалистами по своей профессии, кроме того, им тоже должно быть интересно. Если у преподавателя глаза не горят, то он никогда не сможет зажечь сердца студентов.

Можно как-то коротко вывести «формулу хорошего университета»?

Думаю, что да. В ней три составляющие: качество подготовки абитуриента, содержание и форма образовательных программ и сами педагоги. Если собрать все это вместе, получается хороший, сильный ВУЗ. Для того, чтобы этого достичь, нужно работать. В том числе и с другими университетами. Например, сейчас мы выстраиваем коллаборацию с другими университетами. Если нам нужно подтянуть компетенции наших преподавателей или требуется квалифицированная поддержка, мы рассчитываем на то, что ведущие российские университеты нам помогут.

Ну а все же, что хотелось сделать и что не получилось?

Я думал, что гораздо быстрее мы выстроим некую среду предпринимательской активности. К сожалению, не получилось за год ощутимо продвинуться в этом направлении. Небольшие шаги были предприняты, но в достижения я пока это записать не могу. Не удалось некоторые вещи сделать по трансформации учебного процесса, но это уже инициировано. То есть, это будет сделано, просто потребуется больше времени. В обязательном порядке мы это запустим. Самое сложное — научная составляющая, здесь требуется методичный, вдумчивый подход. Этот процесс тоже идет. В целом, мы сделали все фундаментальные шаги.

Например какие?

Мы трансформировали подходы к приемной компании, мы запустили институт довузовской подготовки. Стали очень плотно работать со школами. Очень важно, чтобы школы города и области чувствовали, что университет им не чужой. Как раньше говорили, «университет — это башня из слоновой кости», так быть не должно. Большой шаг — дополнительное образование. Это курсы повышения квалификации, будем делать на это большой акцент. Очень важно, что наши педагоги также повышают свои компетенции. Также важно, что мы создали «Центр оценки компетенций «АНО Россия — страна возможностей», «Центр по противодействию идеологии терроризма и экстремизма». Кроме того, мы увеличили бюджет и получили финансовую устойчивость. Начали ремонты в корпусах. Очень много событий.

И событий, действительно, много. За год новому ректору удалось сделать значимые вещи. Начало модернизации системы образования, повышение квалификации кадров, возрождение культурной жизни ВУЗа. И это только начало.

«Дальше — больше», — говорит Денис Витольдович.

В планах у ректора развивать взаимодействие с другими странами, привлекать к учебе не только российских студентов, но и молодых людей из других стран.

Подводя итоги, можно сказать о том, что за год КГУ сделал большой шаг вперед.

Это будет Вам интересно
Костромичам не дадут отопление в положенный срок
Новости России